Создать стереокино мечтали со времени выхода первого фильма. Наши глаза видят мир в трех измерениях благодаря сложению двух «оттисков» видимой картины. В первых стереофильмах применялся цветовой фильтр. Затем пытались добиться результата, применяя несколько проекторов. Еще попытка – камера «рыбий глаз» и купольный экран.
Сегодня просмотр объемного кино на большом экране зрителям обеспечивает передовой технологический комплекс IMAX. Пленка, камера, проекция, экран, стереозвук, строение зала – все нацелено на комфортный просмотр высококачественного фильма. Пленка для съемок необычная. Разработчики технологии расположили кадр горизонтально в «альбомном» варианте, существенно увеличив его размер, а следовательно и размер экрана.
Снимают фильмы камерой с двумя объективами. Расстояние между ними – как у человеческих глаз. Проецируют на экран с удвоенной скоростью 48 кадров в секунду: нечетные кадры сняты с одного объектива, четные – с другого. «Читать» с экрана такую картинку помогают очки на жидких кристаллах, закрывающие обзор для глаз попеременно, и зритель видит кино с обычной скоростью 24 кадра.
Секрет другой технологии – в вертикальной и горизонтальной поляризации двух изображений. Посеребренный экран сохраняет поляризацию света. Показ ведется с двух кинопроекторов. Зритель получает специальные очки, создающие иллюзию объемного изображения. Альтернативные системы RealD, SuperD используют круговую поляризацию и белый экран.
Звук записывается отдельно и затем синхронизируется специальной аппаратурой при показе. В зале динамики имеют круговое расположение, усиливая стереоэффект.
Зал, как правило, небольшого размера. Полулежа в удобных креслах, расположенных амфитеатром, зритель четко видит с любого места глубокую, объемную картину.
Цифровая разновидность технологии IMAX применима в обычных залах, но экран в них как правило меньшего размера и меньшего разрешения. Технологический комплекс IMAX внес революционные изменения в индустрию производства и демонстрации кино.